Концепция воспитательной работы ГБПОУ «Копейский медицинский техникум»
Общие положения
I. Концепция воспитательной работы в ГБОУ «КМТ» разработана на основе Конституции Российской Федерации, действующего законодательства по вопросам среднего профессионального образования, требований ФГОС среднего профессионального образования, нормативных документов Министерства образования Российской Федерации и Челябинской области, Устава техникума, а также иных организационно-нормативных актов.
В концепции определяются основные направления, формы и методы воспитательной работы в процессе подготовки специалистов новой формации.
Актуальность создания Концепции воспитательной работы определяется усложнением и возрастанием объёма задач, решаемых в современных условиях специалистами, совершенствованием и развитием демократических и правовых основ нашего государства.
Цель Концепции – скоординировать и мобилизовать усилия техникума, самих субъектов и объектов (воспитателей и воспитуемых) на формирование необходимых качеств личности будущего специалиста – гражданина и профессионала, которые обусловлены потребностями времени и условиями развития общества; социально-активной личности, гармонично сочетающей личностные и общественные ориентиры, развитые способности и творческие интересы.
Задачами Концепции являются:
• определение основных направлений воспитательной работы в ГБОУ «КМТ»:
• анализ качественного состояния и эффективности воспитательной работы;
• выработка рекомендаций и неотложных мер по совершенствованию системы воспитательной работы в техникуме;
• обеспечение реализации личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе на основе широкого использования современных образовательных и информационных технологий;
• формирование потребности в здоровом образе жизни, условий сохранения и укрепления здоровья;
• формирование патриотизма, творческой, трудовой и социальной личностной активности, потребности профессионального роста;
• формирование правовой культуры, обеспечение прав и свобод студентов, условий для самореализации личности, адаптации к учебному процессу.
II. Принципы воспитательной работы
1. Воспитание в процессе обучения студентов.
2. Целеустремлённость в выборе форм, методов, приёмов и средств воспитания.
3. Воспитание в коллективе и через коллектив.
4. Целостный подход к личности, обеспечивающий единство биологического и духовного начал. Индивидуальный подход в воспитании.
5. Гражданственность, выражающаяся в соотношении воспитательной работы с интересами общества и государства.
6. Вариативность воспитательной системы.
7. Опора на положительное в личности и коллективе, воспитание на примере.
8. Единство, согласованность и преемственность в воспитании.
9. Развитие методических основ воспитательной работы.
10. Эгоцентрированный принцип, определяющий личностную ответственность за все деяния.
11. Принцип гуманизма и доверия личности.
III. Система воспитательной работы
Система воспитательной работы в училище – это совокупность структурных, организационных и содержательных элементов, тесно связанных между собой и направленных на формирование личности специалиста новой формации, профессионала, призванного обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина нашего общества.
Содержание воспитательной работы.
Под содержанием воспитательной работы в ГБОУ «КМТ» понимается совокупность научных идей, взглядов, общественных идеалов, решений государственных органов, исторического опыта народа и его традиций, которые необходимо передать студентам, чтобы сформировать у них необходимые гражданские и профессиональные качества.
Система воспитательного процесса в техникуме предусматривает формирование у студентов трёх основных групп свойств и качеств:
• Общечеловеческих – воспитание члена коллектива, владеющего культурой межличностных отношений, способного к сотрудничеству, проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям, формирование потребностей в здоровом образе жизни;
• Гражданских – воспитание члена коллектива, уважающего законы своего Отечества, готового защищать права и интересы его граждан, с любовью относящегося к родному городу, району, знающего исторические, культурные и национальные традиции;
• Профессиональных – воспитание члена коллектива, испытывающего интерес к своей профессии, ответственность за выполнение профессиональных обязанностей, отвечающего за социальные последствия своей деятельности.
Для реализации настоящей Концепции субъектам воспитательной работы необходимо:
1. Знать:
• требования основных нормативных правовых актов, организационно-методических документов, регламентирующих порядок подготовки специалистов в колледже в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования;
• основы психологии и педагогики средней школы, пути и способы бесконфликтного решения противоречий;
• основные формы и методы воспитательной работы;
2. Уметь:
• ориентироваться в общественно-политической обстановке;
• анализировать социально-политическую информацию;
• анализировать состояние учебной дисциплины и законности;
• оказывать психологическую поддержку студентам;
• прогнозировать конкретные ситуации и предвидеть воспитательные последствия принимаемых решений;
• повышать роль общественных объединений, в том числе студенческих.
Средства воспитательной работы – это духовные и материальные явления и предметы, с помощью которых оказывается психолого- педагогическое воздействие на личность объекта воспитательной работы. Могут использоваться следующие основные средства:
• средства устной информации и средства массовой информации;
•периодическая печать;
• наглядная информация (агитация);
• художественные образы;
• способности воспитателя.
Формы воспитательной работы – это способы воздействия воспитателей на сознание воспитуемых.
Эффективность применения средств воспитательной работы зависит от разнообразия и совершенства форм их использования.
В практической деятельности используются следующие группы форм:
• индивидуальные – беседа, собеседование, поручение, совет, помощь;
• групповые – совещания, семинары, лекции, инструктажи, кружки;
• коллективные – конференции, собрания, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями органов власти, творческой интеллигенции, общественных организаций;
• печатные – стенные газеты, бюллетени, обзор, буклеты, брошюры, книги, специальные информационные издания, статьи;
• устные – беседы, выступления, выставки, стенды;
• организационные – лектории семинары, библиотеки, клубы.
Методы воспитательной работы – это способы воздействия на объект воспитательной работы в целях формирования у него общественно-государственного мировоззрения, общечеловеческих ценностей, профессионального мастерства и их применения в практической деятельности.
К методам воспитательной работы в техникуме относятся следующие:
• словесные методы, в которых устное или письменное слово является источником воздействия (рассказ, дискуссия, лекция, беседа, диспут, работа с литературой);
• наглядные методы, в которых основным источником информации является иллюстрация, демонстрация, экскурсия, социологическое исследование;
• практические методы, в которых основным источником воздействия на воспитуемого являются выполняемые им различные виды деятельности в процессе обучения в техникуме;
• педагогические методы – убеждение, поощрение, принуждение, личный пример.
Элементами организации, которые обеспечивают жизнедеятельность и самоорганизацию системы воспитательной работы, связи и отношения между всеми другими её элементами являются: разработка, составление и утверждение планов воспитательной работы, их выполнение, контроль выполнения.
К содержательным элементам относятся: традиции народа, профессиональные традиции, патриотизм, гордость за принадлежность к профессии, культура межнациональных отношений, правовое и нравственное воспитание и другие.
IV. Реализация системы воспитательной работы
Реализация системы воспитательной работы предусматривает:
• формирование социокультурной среды в техникуме;
• разработку научно-методической основы воспитательной работы в техникуме;
• анализ и обобщение опыта организации и проведения воспитательной работы в техникуме;
• проведение исследований по проблемам воспитательной работы со студентами с привлечением педагогов;
• создание организационных, психологических, финансовых и материально-технических условий для проведения воспитательной работы;
• развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки организаторов воспитательной работы со студентами техникума, включая разработку и совершенствование её информационно-методического обеспечения;
• выявление воспитательных возможностей каждой дисциплины и внесение корректив в методику обучения студентов в целях усиления воспитательной направленности образования в техникуме;
• разработку основных форм и методов воспитательной работы в соответствии с моделью специалистов, которых готовят в училище;
• обеспечение необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (спорт, туризм, художественная самодеятельность, клубная деятельность и т.д.);
• оптимизацию деятельности общественных объединений техникума.
Реализация основных положений Концепции воспитательной работы в ГБОУ «КМТ» должна способствовать формированию у обучающегося профессиональных, фундаментальных и личностных качеств, таких как:
• порядочность, честность, верность долгу;
• профессиональная компетентность и дальновидность;
• деловитость, организованность и самостоятельность;
• целеустремлённость, творческая инициатива и примерность;
• общительность и распорядительность;
• решительность, настойчивость и ответственность;
• самообладание и работоспособность;
• отзывчивость;
• толерантность, справедливость, заботливость;
• гуманность, доброжелательность, искренность;
• тактичность, вежливость и чуткость.
V. Ожидаемые результаты
Реализация основных направлений Концепции должна способствовать:
• воспитанию патриотов Родины, граждан правового демократического государства;
• формированию у студентов мотивации на профессиональную деятельность, овладению основными принципами построения карьеры и навыками поведения на рынке труда;
• повышению правовой грамотности и культуры студентов, формированию механизма самовоспитания студентов;
• развитию творческих способностей студентов;
• координации усилий преподавателей по формированию основ культуры здоровья; сознательному отношению к семейной жизни;
• формированию у студентов организационных навыков, активной жизненной позиции;
• контролю и организации свободного времени студентов;
• повышению статуса педагога.