Концепция воспитания КМТ

Концепция воспитательной работы ГБПОУ «Копейский медицинский техникум»

Общие положения

I. Концепция воспитательной работы в ГБОУ «КМТ» разработана на основе Конституции Российской Федерации, действующего зако­нодательства по вопросам среднего профессионального образования, требований ФГОС среднего профессионального образования, нормативных документов Министерства образова­ния Российской Федерации и Челябинской области, Устава техникума, а также иных организаци­онно-нормативных актов.

В концепции определяются основные направления, формы и методы воспитательной работы в процессе подготовки специалистов новой формации.
Актуальность создания Концепции воспитательной работы определяется усложнением и воз­растанием объёма задач, решаемых в современных условиях специалистами, совершенство­ванием и развитием де­мократических и правовых основ нашего государства.

Цель Концепции – скоординировать и мобилизовать усилия техникума, самих субъек­тов и объектов (воспитателей и воспитуемых) на формирование необходимых качеств лично­сти будущего специалиста – гражданина и профессионала, которые обусловлены потребно­стями времени и условиями развития общества; социально-активной личности, гармонично сочетающей личностные и общественные ориентиры, развитые способности и творческие ин­тересы.

Задачами Концепции являются:

• определение основных направлений воспитательной работы в ГБОУ «КМТ»:
• анализ качественного состояния и эффективности воспитательной работы;
• выработка рекомендаций и неотложных мер по совершенствованию системы воспитатель­ной работы в техникуме;
• обеспечение реализации личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе на основе ши­рокого использования современных образовательных и информационных техноло­гий;
•  формирование потребности в здоровом образе жизни, условий сохранения и укрепления здоровья;
•  формирование патриотизма, творческой, трудовой и социальной личностной активности, потребности профес­сионального роста;
•  фор­мирование правовой культуры, обеспечение прав и свобод студентов, условий для самореализации личности, адаптации к учебному процессу.

II. Принципы воспитательной работы
1. Воспитание в процессе обучения студентов.
2. Целеустремлённость в выборе форм, методов, приёмов и средств воспитания.
3. Воспитание в коллективе и через коллектив.
4. Целостный подход к личности, обеспечивающий единство биологического и духовного начал. Индивидуальный подход в воспитании.
5. Гражданственность, выражающаяся в соотношении воспитательной работы с интересами общества и государства.
6. Вариативность воспитательной системы.
7. Опора на положительное в личности и коллективе, воспитание на примере.
8. Единство, согласованность и преемственность в воспитании.
9. Развитие методических основ воспитательной работы.
10. Эгоцентрированный принцип, определяющий личностную ответственность за все деяния.
11.  Принцип гуманизма и доверия личности.

III. Система воспитательной работы
          Система воспитательной работы в училище – это совокупность структурных, организацион­ных и со­держательных элементов, тесно связанных между собой и направленных на фор­мирование личности специалиста новой формации, профессионала, призванного обеспечи­вать защиту прав и свобод челове­ка и гражданина нашего общества.

Содержание воспитательной работы.
          Под содержанием воспитательной работы в ГБОУ  «КМТ» понимается совокупность научных идей, взглядов, общественных идеалов, решений государ­ственных органов, исторического опыта народа и его традиций, которые необходимо передать студен­там, чтобы сформировать у них необходимые гражданские и профессиональные качества.
          Система воспитательного процесса в техникуме предусматривает формирование у студентов трёх основ­ных групп свойств и качеств:
Общечеловеческих – воспитание члена коллектива, владеющего культурой межличностных отноше­ний, способного к сотрудничеству, проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям, формирование потребностей в здоровом образе жизни;
Гражданских – воспитание члена коллектива, уважающего законы своего Отечества, готового защи­щать права и интересы его граждан, с любовью относящегося к родному городу, району, знающего ис­торические, культурные и национальные традиции;
Профессиональных – воспитание члена коллектива, испытывающего интерес к своей профессии, от­ветственность за выполнение профессиональных обязанностей, отвечающего за социальные послед­ствия своей деятельности.

Для реализации настоящей Концепции субъектам воспитательной работы необходимо:
1. Знать:
• требования основных нормативных правовых актов, организационно-методических документов, ре­гламентирующих порядок подготовки специалистов в колледже в соответствии с требованиями дей­ствующего Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования;
• основы психологии и педагогики средней школы, пути и способы бесконфликтного решения противо­речий;
• основные формы и методы воспитательной работы;
2. Уметь:
• ориентироваться в общественно-политической обстановке;
• анализировать социально-политическую информацию;
• анализировать состояние учебной дисциплины и законности;
• оказывать психологическую поддержку студентам;
• прогнозировать конкретные ситуации и предвидеть воспитательные последствия принимаемых реше­ний;
• повышать роль общественных объединений, в том числе студенческих.

Средства воспитательной работы – это духовные и материальные явления и предметы, с помощью кото­рых оказывается психолого- педагогическое воздействие на личность объекта воспитательной работы. Могут использоваться следующие основные средства:
• средства устной информации и средства массовой информации;
•периодическая печать;
• наглядная информация (агитация);
• художественные образы;
• способности воспитателя.

Формы воспитательной работы – это способы воздействия воспитателей на сознание воспитуемых.

Эффективность применения средств воспитательной работы зависит от разнообразия и совершенства форм их использования.
В практической деятельности используются следующие группы форм:
• индивидуальные – беседа, собеседование, поручение, совет, помощь;
• групповые – совещания, семинары, лекции, инструктажи, кружки;
• коллективные – конференции, собрания, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями органов власти, творческой интеллигенции, общественных орга­низаций;
• печатные – стенные газеты, бюллетени, обзор, буклеты, брошюры, книги, специальные ин­формационные издания, статьи;
• устные – беседы, выступления, выставки, стенды;
• организационные – лектории семинары, библиотеки, клубы.

Методы воспитательной работы – это способы воздействия на объект воспитательной работы в целях формирования у него общественно-государственного мировоззрения, общече­ловеческих ценностей, профессионального мастерства и их применения в практической дея­тельности.
К методам воспитательной работы в техникуме относятся следующие:
• словесные методы, в которых устное или письменное слово является источником воздействия (рассказ, дискуссия, лекция, беседа, диспут, работа с литературой);
• наглядные методы, в которых основным источником информации является иллюстрация, демонстра­ция, экскурсия, социологическое исследование;
• практические методы, в которых основным источником воздействия на воспитуемого являются вы­полняемые им различные виды деятельности в процессе обучения в техникуме;
• педагогические методы – убеждение, поощрение, принуждение, личный пример.

Элементами организации, которые обеспечивают жизнедеятельность и самоорганиза­цию системы вос­питательной работы, связи и отношения между всеми другими её элемента­ми являются: разработка, со­ставление и утверждение планов воспитательной работы, их вы­полнение, контроль выполнения.

К содержательным элементам относятся: традиции народа, профессиональные традиции, па­триотизм, гордость за принадлежность к профессии, культура межнациональных отношений, правовое и нрав­ственное воспитание и другие.

IV. Реализация системы воспитательной работы
Реализация системы воспитательной работы предусматривает:
• формирование социокультурной среды в техникуме;
• разработку научно-методической основы воспитательной работы в техникуме;
• анализ и обобщение опыта организации и проведения воспитательной работы в техникуме;
• проведение исследований по проблемам воспитательной работы со студентами с привлече­нием педа­гогов;
• создание организационных, психологических, финансовых и материально-технических условий для проведения воспитательной работы;
• развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки организаторов воспита­тельной ра­боты со студентами техникума, включая разработку и совершенствование её инфор­мационно-методиче­ского обеспечения;
• выявление воспитательных возможностей каждой дисциплины и внесение корректив в мето­дику обуче­ния студентов в целях усиления воспитательной направленности образования в техникуме;
• разработку основных форм и методов воспитательной работы в соответствии с моделью специалистов, которых готовят в училище;
• обеспечение необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различ­ных сферах (спорт, туризм, художественная самодеятельность, клубная деятельность и т.д.);
• оптимизацию деятельности общественных объединений техникума.
Реализация основных положений Концепции воспитательной работы в ГБОУ «КМТ» должна способствовать формированию у обучающегося профессиональных, фундаментальных и личностных качеств, таких как:
• порядочность, честность, верность долгу;
• профессиональная компетентность и дальновидность;
• деловитость, организованность и самостоятельность;
• целеустремлённость, творческая инициатива и примерность;
• общительность и распорядительность;
• решительность, настойчивость и ответственность;
• самообладание и работоспособность;
• отзывчивость;
• толерантность, справедливость, заботливость;
• гуманность, доброжелательность, искренность;
• тактичность, вежливость и чуткость.

V. Ожидаемые результаты

Реализация основных направлений Концепции должна способствовать:
• воспитанию патриотов Родины, граждан правового демократического государства;
• формированию у студентов мотивации на профессиональную деятельность, овладению основными принципами построения карьеры и навыками поведения на рынке труда;
•  повышению правовой грамотности и культуры студентов, формированию механизма самовоспитания студентов;
• развитию творческих способностей студентов;
• координации усилий преподавателей по формированию основ культуры здоровья; сознательному отношению к семейной жизни;
• формированию у студентов организационных навыков, активной жизненной позиции;
• контролю и организации свободного времени студентов;
• повышению статуса педагога.